Виртуальная реальность будущего – возможно ли полное погружение в VR? Разработки, проблемы и потенциал технологии

Виртуальная реальность не ограничивается использованием VR очков и шлемов, хотя лишь несколько лет назад гарнитуры стали настоящим прорывом. Сегодня технология не стоит на месте – ее используют для создания цифровых офисов, при управлении беспилотниками, заводами и даже при восстановлении парализованных пациентов.

В последние годы вожделенной целью разработчиков (да и, признаться, простых обывателей) стала виртуальная реальность с полным погружением, когда разница между иллюзорным и реальным мирами стирается. Это направление будоражит умы специалистов планеты, но скептики уверяют – полный VR хотя и возможен, но создание подобной системы на практике вызывает немало проблем, тем более, если говорить о доступности разработок широкому кругу пользователей.

Что нужно для погружения в виртуальную реальность?

Технология полного погружения в виртуальную реальность появилась неслучайно – от мира VR требуют все большего совершенствования, максимальной детализации и наиболее ярких «реалистичных» ощущений. VR погружение включает несколько составляющих:

  • визуальная картинка (воздействие на органы зрения) – этот элемент сейчас уже реализован практически на 100% благодаря очкам и шлемам, разве что требуется улучшение качества изображения для лучшего эффекта;
  • звук (органы слуха) – здесь тоже никаких сложностей нет, достаточно использовать наушники, в идеале – с подавлением звука извне;
  • симуляция вкуса и запаха – реализация этого элемента с помощью ПК затруднительна, но все же выполнима (например, за счет использования аэрозолей с распылением как в автоматическом освежителе воздуха);
  • положение человека в пространстве – симуляция позы, движений, действий, что предполагает большую площадь локации для полного погружения в ВР;
  • тактильная связь – реалистичные ощущения при касании предметов, ударах, возможность почувствовать тепло и холод, дуновение ветра и т.д.

Именно с симуляцией тактильной связи возникают затруднения, хотя серьезные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, силовая обратная связь используется в автомобильных симуляторах (при использовании руля ощущается отдача на руки). Также разработки ведутся в сфере вибротактильной связи – мобильные телефоны оснащены функцией вибрации. Электростимуляция, как вид тактильной связи, используется в так называемых «поясах для сжигания жира», где тело ощущает небольшие электрические импульсы («покалывание»).

Развитие виртуальной реальности с полным погружением – новости и разработки

Виртуальная реальность не ограничивается катанием на американских горках и борьбой с зомби во время Апокалипсиса – границы искусственно создаваемых миров гораздо шире. Технологии VR с эффектом полного погружения продолжают развиваться, несмотря на имеющиеся сложности, и достижений за последнее время в этой области скопилось немало:

  • в 2018 году ученые создали «роботическую кожу», а в 2021 году Марк Цукерберг представил усовершенствованную модификацию, способную распознать до 100 видов прикосновений;
  • до 2020 года существовал проект Feelreal, в рамках которого создавались шлемы со встроенными ароматическими флаконами, распыляемыми в зависимости от сюжета в VR, однако пандемия помешала грандиозным планам;
  • проблему перемещения в пространстве позволили решить платформы-аналоги беговых дорожек, подобные модели выпускают, например, компании WizDish ROVR, Virtuix Omni, Cyber Mill One – на них можно передвигаться, как в детских ходунках;
  • в 2021 году концерн Meta создал прототип VR перчаток – то, что нужно для эффективного управления без неудобных контроллеров;
  • в начале 2023 года IT-разработчики из Китая запустили метавселенную Метаверс, где можно гулять по улицам и магазинам Поднебесной, совершая покупки (вполне реальные).

Любопытно, что разработками в сфере виртуальной реальности занимаются и российские ученые. Инженеры разработали VR программы для развития доброты и даже лечения пациентов – иллюзии призваны помочь парализованным пациентам вернуть контроль над нижними конечностями.

Возможно ли полное погружение в виртуальную реальность?

Разбираясь, когда будет полная виртуальная реальность с возможностью на 100% погрузиться в вымышленный мир, не стоит питать излишних иллюзий – позиции скептиков вполне обоснованны и аргументированы. Так, реализация технологии на практике сталкивается с рядом проблем:

  • пока VR ограничен лишь стимуляцией двух органов чувств (при существующих пяти) – зрения и слуха;
  • взаимодействие с виртуальным миром сегодня осуществляется при помощи контроллеров, но для полноценного погружения нужна разработка перчаток виртуальной реальности;
  • неудобства создают провода ПК и шлемов для консолей – от них предстоит избавиться, хотя частично эта проблема решена за счет появления автономных гарнитур;
  • решения для передачи тактильных ощущений пока немного – используют лишь силовую отдачу и вибрацию, что не обеспечивает достаточной точности;
  • полная виртуальная реальность предполагает имитацию ходьбы, для чего требуются большие игровые помещения, что в домашних условиях реализовать затруднительно;
  • большой вес оборудования влечет за собой дискомфорт – начинает болеть голова и шея, появляются неприятные ощущения в ушах и глазах, особенно при длительном сеансе.

Стратегически препятствий для полного погружения в виртуальную реальность нет – реализовать этот сценарий вполне возможно, тем более что разработки в данном направлении уже ведутся (и весьма успешно). Однако с точки зрения рынка требуется доступность технологии, массовость, высокий спрос и простота производства – необходимо понимать, для каких целей будет использоваться VR (лишь в качестве развлечения или, например, в медицине, военной промышленности, рекламе).

VR полное погружение – есть ли потенциал развития технологии?

Эффект полного погружения в виртуальную реальность – то, над чем не первый год работают ученые во многих странах мира. Достичь хотя бы приближенных к идеалу результатов, безусловно, пока не удалось, но потенциал отрасли огромен. VR технологии продолжают развиваться, их используют не только для развлечений, но и для более глобальных целей, что во многом является поводом для государственного или частного финансирования разработок.

Однако точно сказать, когда будет VR с полным погружением, затруднительно – слишком много проблем еще предстоит решить. Тем более, вряд ли удастся добиться погружения в виртуальную реальность в домашних условиях – технология еще долгие годы останется недоступной массам. Как бы то ни было, обывателям не стоит ждать создания VR костюмов или капсул – наслаждаться иллюзиями (пусть и не в полной мере) можно прямо сейчас, купив очки или отправившись в клуб виртуальной реальности за острыми ощущениями.

А это видели?

Интересная Москва

Где и как весело провести время в Москве? ТОП-20 классных мест + 10-ка крутых развлечений

Москва – город, где проводить свободное время, сидя в четырех стенах и поддаваясь грустным мыслям, настоящее преступление! Столица манит огромными возможностями, крутыми развлечениями и веселым

Интересное и полезное в мире VR

Хронология VR – от стереоскопа до гарнитур и шлемов: как развивалась виртуальная, дополненная и смешанная реальность?

Технологии виртуальной реальности долгое время считались синонимом фантастики – научное сообщество не воспринимало всерьез эту экосистему, полагая, что воплощение разработок в жизнь попросту нереально. Однако

Интересное и полезное в мире VR

Как подключить очки виртуальной реальности к компьютеру? Пошаговая инструкция

Виртуальная реальность с каждым годом становится все доступнее – производители выпускают новые бюджетные VR шлемы, больше контента появляется и для смартфонов, игровые ПК с легкостью