Виртуальная реальность не ограничивается использованием VR очков и шлемов, хотя лишь несколько лет назад гарнитуры стали настоящим прорывом. Сегодня технология не стоит на месте – ее используют для создания цифровых офисов, при управлении беспилотниками, заводами и даже при восстановлении парализованных пациентов.
В последние годы вожделенной целью разработчиков (да и, признаться, простых обывателей) стала виртуальная реальность с полным погружением, когда разница между иллюзорным и реальным мирами стирается. Это направление будоражит умы специалистов планеты, но скептики уверяют – полный VR хотя и возможен, но создание подобной системы на практике вызывает немало проблем, тем более, если говорить о доступности разработок широкому кругу пользователей.
Что нужно для погружения в виртуальную реальность?
Технология полного погружения в виртуальную реальность появилась неслучайно – от мира VR требуют все большего совершенствования, максимальной детализации и наиболее ярких «реалистичных» ощущений. VR погружение включает несколько составляющих:
- визуальная картинка (воздействие на органы зрения) – этот элемент сейчас уже реализован практически на 100% благодаря очкам и шлемам, разве что требуется улучшение качества изображения для лучшего эффекта;
- звук (органы слуха) – здесь тоже никаких сложностей нет, достаточно использовать наушники, в идеале – с подавлением звука извне;
- симуляция вкуса и запаха – реализация этого элемента с помощью ПК затруднительна, но все же выполнима (например, за счет использования аэрозолей с распылением как в автоматическом освежителе воздуха);
- положение человека в пространстве – симуляция позы, движений, действий, что предполагает большую площадь локации для полного погружения в ВР;
- тактильная связь – реалистичные ощущения при касании предметов, ударах, возможность почувствовать тепло и холод, дуновение ветра и т.д.
Именно с симуляцией тактильной связи возникают затруднения, хотя серьезные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, силовая обратная связь используется в автомобильных симуляторах (при использовании руля ощущается отдача на руки). Также разработки ведутся в сфере вибротактильной связи – мобильные телефоны оснащены функцией вибрации. Электростимуляция, как вид тактильной связи, используется в так называемых «поясах для сжигания жира», где тело ощущает небольшие электрические импульсы («покалывание»).
Развитие виртуальной реальности с полным погружением – новости и разработки
Виртуальная реальность не ограничивается катанием на американских горках и борьбой с зомби во время Апокалипсиса – границы искусственно создаваемых миров гораздо шире. Технологии VR с эффектом полного погружения продолжают развиваться, несмотря на имеющиеся сложности, и достижений за последнее время в этой области скопилось немало:
- в 2018 году ученые создали «роботическую кожу», а в 2021 году Марк Цукерберг представил усовершенствованную модификацию, способную распознать до 100 видов прикосновений;
- до 2020 года существовал проект Feelreal, в рамках которого создавались шлемы со встроенными ароматическими флаконами, распыляемыми в зависимости от сюжета в VR, однако пандемия помешала грандиозным планам;
- проблему перемещения в пространстве позволили решить платформы-аналоги беговых дорожек, подобные модели выпускают, например, компании WizDish ROVR, Virtuix Omni, Cyber Mill One – на них можно передвигаться, как в детских ходунках;
- в 2021 году концерн Meta создал прототип VR перчаток – то, что нужно для эффективного управления без неудобных контроллеров;
- в начале 2023 года IT-разработчики из Китая запустили метавселенную Метаверс, где можно гулять по улицам и магазинам Поднебесной, совершая покупки (вполне реальные).
Любопытно, что разработками в сфере виртуальной реальности занимаются и российские ученые. Инженеры разработали VR программы для развития доброты и даже лечения пациентов – иллюзии призваны помочь парализованным пациентам вернуть контроль над нижними конечностями.
Возможно ли полное погружение в виртуальную реальность?
Разбираясь, когда будет полная виртуальная реальность с возможностью на 100% погрузиться в вымышленный мир, не стоит питать излишних иллюзий – позиции скептиков вполне обоснованны и аргументированы. Так, реализация технологии на практике сталкивается с рядом проблем:
- пока VR ограничен лишь стимуляцией двух органов чувств (при существующих пяти) – зрения и слуха;
- взаимодействие с виртуальным миром сегодня осуществляется при помощи контроллеров, но для полноценного погружения нужна разработка перчаток виртуальной реальности;
- неудобства создают провода ПК и шлемов для консолей – от них предстоит избавиться, хотя частично эта проблема решена за счет появления автономных гарнитур;
- решения для передачи тактильных ощущений пока немного – используют лишь силовую отдачу и вибрацию, что не обеспечивает достаточной точности;
- полная виртуальная реальность предполагает имитацию ходьбы, для чего требуются большие игровые помещения, что в домашних условиях реализовать затруднительно;
- большой вес оборудования влечет за собой дискомфорт – начинает болеть голова и шея, появляются неприятные ощущения в ушах и глазах, особенно при длительном сеансе.
Стратегически препятствий для полного погружения в виртуальную реальность нет – реализовать этот сценарий вполне возможно, тем более что разработки в данном направлении уже ведутся (и весьма успешно). Однако с точки зрения рынка требуется доступность технологии, массовость, высокий спрос и простота производства – необходимо понимать, для каких целей будет использоваться VR (лишь в качестве развлечения или, например, в медицине, военной промышленности, рекламе).
VR полное погружение – есть ли потенциал развития технологии?
Эффект полного погружения в виртуальную реальность – то, над чем не первый год работают ученые во многих странах мира. Достичь хотя бы приближенных к идеалу результатов, безусловно, пока не удалось, но потенциал отрасли огромен. VR технологии продолжают развиваться, их используют не только для развлечений, но и для более глобальных целей, что во многом является поводом для государственного или частного финансирования разработок.
Однако точно сказать, когда будет VR с полным погружением, затруднительно – слишком много проблем еще предстоит решить. Тем более, вряд ли удастся добиться погружения в виртуальную реальность в домашних условиях – технология еще долгие годы останется недоступной массам. Как бы то ни было, обывателям не стоит ждать создания VR костюмов или капсул – наслаждаться иллюзиями (пусть и не в полной мере) можно прямо сейчас, купив очки или отправившись в клуб виртуальной реальности за острыми ощущениями.