Хронология VR – от стереоскопа до гарнитур и шлемов: как развивалась виртуальная, дополненная и смешанная реальность?

Технологии виртуальной реальности долгое время считались синонимом фантастики – научное сообщество не воспринимало всерьез эту экосистему, полагая, что воплощение разработок в жизнь попросту нереально. Однако история не стоит на месте: сегодня виртуальная (VR), дополненная (AR) и смешанная реальность (СР) не просто существуют, они доступны каждому! Производители не устают выпускать очки и шлемы для геймеров, число игр давно перевалило за несколько тысяч, а уникальные технологии успешно используют не только в индустрии развлечений, но и в медицине, строительстве, рекламе. Разбираемся, когда появилась виртуальная реальность, кто создал VR, как развивалось это направление с середины XIX века до наших дней.

Первые шаги и разработки – что было создано до виртуальной реальности?

Многие полагают, что история виртуальной реальности насчитывает лишь пару десятилетий: технология является разработкой современных ученых. На деле же первые изыскания в данной области начались без малого 200 лет назад – в 1837 году Чарльз Уинстон создал первые стереоскопические очки. Устройство имело примитивную конструкцию: деревянную оправу с ручкой и двумя отверстиями для глаз, куда помещались изображения. В результате зритель воспринимал картинку объемной – создавалась оптическая иллюзия.

Стереоскоп, созданный в XIX веке, практически идентичен современным очкам Google Cardboard – примитивному устройству для знакомства с VR (хотя с полноценной виртуальной реальностью и сегодняшняя разработка справиться не может, это, по сути, псевдо VR). Однако принцип действия обоих устройств аналогичен – разум объединяет картинку с каждого глаза, формируя трехмерное изображение, зритель будто бы погружается в наблюдаемый сюжет.

Концепция VR – кто считается отцом виртуальной реальности?

Конечно, полноценная история VR началась несколько позднее изобретения первого стереоскопа – зарождение идей в этой области датировано рубежом веков, а первые серьезные разработки появились в середине прошлого столетия. Развитие виртуальной реальности ознаменовано несколькими ключевыми событиями:

  • 1901 год – детский писатель Фрэнк Баум (автор истории о волшебнике из страны Оз) описал идею AR очков, т.е. дисплея, накладывающего виртуальную картинку на реальную жизнь;
  • 1935 год – еще один фантаст Стенли Вейнбаум в книге «Очки Пигмалиона» описывает ученого, который изобрел очки для погружения в придуманную реальность;
  • 1938 год – писатель Антонен Арто ввел термин «виртуальная реальность», именно этому человеку мы обязаны появлением данного определения;
  • 1957 год – создатель кино Мортон Хайлиг изобрел машину «Сенсорама» (театральную кабину, стимулирующую зрение, слух, запахи, вибрацию – аналог современных 5D кинотеатров), но дорогостоящая модель не получила финансовой поддержки инвесторов, хотя для нее и выпустили 6 фильмов;
  • 1960 год – Мортон Хайлиг продолжает научные изыскания в области виртуальной реальности и создает «Маску телесферы» (первое устройство, надеваемое на голову, для погружения в кино);
  • 1965 год – профессор Гарварда Айвен Сазерленд описывает концепцию виртуальной реальности, где для имитации вымышленного мира используют компьютеры.

Технологии создания виртуальной реальности были описаны еще в начале прошлого века. Термин изобрел писатель Антонен Арто из Франции, а отцом виртуальной реальности официально считается профессор Айвен Сазерленд, т.к. именно его концепция была положена в основу развития VR.

От зарождения до современного этапа – как развивалась VR?

История развития VR технологии в наиболее приближенном к современности понимании началась в 1965 году – в последующие десятилетия индустрия активно развивалась, что позволило улучшить разработки и сделать виртуальную реальность доступной простым обывателям. Наиболее значимыми событиями в этот период стали:

  • создание первого VR шлема, подключаемого к ПК, в 1968 году (ранее картинка транслировалась с камеры);
  • появление термина «искусственная реальность» и открытие лаборатории, которая занималась разработками в данном направлении, в 1974 году;
  • создание первой переносной гарнитуры виртуальной реальности в 1980 году – комплект включал очки и компьютер, который размещался в рюкзаке;
  • появление «Шлема Дарта Вейдера» в 1982 году – устройство использовали для симуляции полета при обучении штурманов в США;
  • официальное закрепление термина «виртуальная реальность» (автор – Джарон Ланье), появление первых VR очков и VR перчаток в 1987 году;
  • появление термина «дополненная реальность» в 1990 году;
  • запуск сети автоматов с виртуальной реальностью в 1991 году – поиграть могли все желающие, но длительность игр обычно не превышала минуты;
  • появление в продаже первой игровой консоли для VR в 1995 году – создателем стала студия Nintendo Virtual Boy, но устройство еще было «сырым»;
  • выход на экраны саги «Матрица» в 1999 году, что предопределило популяризацию виртуальной реальности в обществе.

Кто изобрел первый шлем виртуальной реальности? Автором признают ученого Айвена Сазерленда – основоположника современной VR технологии. Безусловно, большие заслуги принадлежат и многим другим специалистам, без вклада которых экосистема не получила бы должного развития, а мир так и не увидел бы современных гарнитур, шлемов и очков, так популярных у геймеров на современном этапе.

Виртуальная, дополненная и смешанная реальность – что происходит в индустрии сегодня?

VR технологии за последние несколько лет шагнули далеко вперед – виртуальная реальность стала доступной для каждого пользователя, что является заслугой разработчиков шлемов и гарнитур. Так, современный этап истории развития VR включает ряд событий:

  • выпуск в 2012 году шлема Oculus VR – деньги для инновационной разработки собирали буквально «всем миром» посредством платформ краудфандинга;
  • создание очков дополненной реальности Google Glass в 2013 году – гаджет получил голосовое управление и научился следить за движениями пользователя;
  • в 2014 году Google выпустила самый дешевый VR шлем из картона, который можно собрать самостоятельно – внутрь «коробки» необходимо устанавливать смартфон;
  • в 2015 году первые шаги были сделаны в направлении смешанной реальности – появилась операционная система от Windows и AR гарнитура;
  • наибольший интерес геймеров к дополненной реальности связан с выходом игры Pokemon Go – приложение для смартфона повысила доступность технологии для пользователей;
  • первые полноценные очки смешанной реальности Magic Leap появились в США в 2018 году.

История появления виртуальной реальности насчитывает не одно десятилетие – технология, некогда считавшаяся чем-то фантастическим, сегодня уже не удивляет никого. Производители по всему миру выпускают VR шлемы и гарнитуры – наибольшей популярностью пользуются модели от Oculus, Samsung, HTC, Sony. Не стоит на месте дополненная и смешанная реальность – разработки используются не только в индустрии развлечений. Эксперты уверены: технологии VR, AR и СР способны принести немалую пользу обществу, поэтому в данном направлении на протяжении последних лет ведутся активные исследования.

А это видели?

Интересная Москва

Куда сходить с ребенком в Москве? ТОП-26 интересных мест для отдыха

Семейный отдых – это прекрасно, ведь подрастающему поколению необходимо всестороннее развитие, а только лишь школьные занятия не способны в полной мере удовлетворить любопытство ребенка, дать

Интересная Москва

Топ-7 VR клубов Москвы + список всех клубов

Время и технологии не стоят на месте, а с ними и наша повседневная жизнь. Сегодня мы с вами погрузимся в захватывающий мир виртуальной реальности, который

Интересное и полезное в мире VR

Хронология VR – от стереоскопа до гарнитур и шлемов: как развивалась виртуальная, дополненная и смешанная реальность?

Технологии виртуальной реальности долгое время считались синонимом фантастики – научное сообщество не воспринимало всерьез эту экосистему, полагая, что воплощение разработок в жизнь попросту нереально. Однако

Видео и фильмы VR

Как сделать 60 FPS в любом видео или фильме и как смотреть это в VR?

Индустрия развлечений не стоит на месте – технологии стремительно развиваются, на смену некогда популярным кассетным видеоплеерам приходят DVD-проигрыватели, потом появляются 3D фильмы, а сегодня никого

Интересное и полезное в мире VR

Как сделать 3D очки своими руками в домашних условиях? Пошаговая инструкция

3D фильмы стали настоящим прорывом в мире кинематографа – их колоссальная популярность обусловлена новизной, яркими ощущениями, невероятными эмоциями, которых так ждали зрители. Если раньше нам